На снимке, который вы видите, дорогие наши читатели, запечатлен момент освящения Памятного Креста митрофорным протоиереем Анатолием (Дудиным), настоятелем Спасо-Введенской церкви в городе Чекалине. Кто установил сей Крест и в связи с какими обстоятельствами? Имя доброго человека, сердце и руки которого осуществили это замечательное дело – Самвел Норикович Шароян. Так сложилось, что участок, на котором Самвел Норикович и жена его Анастасия Вячеславовна стали строить дом, расположен на месте, где в свое время находилась Спасо-Преображенская церковь. Разные люди реагировали бы на это обстоятельство по-разному. Шарояны решили: Памятный Крест надо ставить. Люди должны помнить, где находился православный храм.Что являло собой место до того, как вознеслась эта рукотворная красота, описывать нет смысла: чекалинцы знают, а гости города пусть думают, что так было всегда. Потрясающее художественно-архитектурное решение идеи, строгость и геометрическая гармония – все это еще раз убеждает, как много могут люди, когда дело их служит Господу. Самвел Норикович к благодарностям по поводу возведения Памятного Креста более чем равнодушен. Он считает: грехов в каждом из нас столько, что нам служить – и не отслужить. И с ним нельзя не согласиться. То, что он сделал – для людей, для города, для всех нас. Остановись, православный человек, осени себя крестом, прислушайся – и, может, явится тебе малиновый перезвон с колокольни Спасо-Преображенского храма… Из истории вопроса Лихвинская Спасо-Преображенская церковь построена в 1784 году лихвинским купцом Петром Афанасьевичем Прониным. Церковь каменная с колокольней и оградой вокруг. Церкви принадлежала каменная богадельня, где в одной половине находился церковный сторож. Мещанами Кореневыми в дар церкви был передан деревянный ветхий дом. Церковь устроена на месте упраздненного Лихвинского Афанасьевского женского монастыря. В память о монастыре были устроены приделы и передана церковная утварь. Престолов три. В настоящей холодной – во имя ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, память 6/19 августа. В теплом приделе с правой стороны – во имя святителей АФАНАСИЯ и КИРИЛЛА, архиепископов Александрийских чудотворцев, память 18/31 января. Придел перешел от упраздненного Афанасьевского женского монастыря. С левой стороны – во имя святой великомученицы ПАРАСКЕВЫ, память 28 октября/10 ноября. Церковное здание не сохранилось. Располагался храм на перекрестке современных улиц Спасо-Введенской и Чувашова. Из кирпича церковного здания построена земская больница. Долгое время в саду земской больницы сохранялась кирпичная тумба с восьмиконечным железным крестом и луной в подножии.
[b]Для С. Жукова[/b]. Добрый день, я собираю информацию по Тула-Лихвинской УЖД. Если у Вас найдутся материалы касающиеся этой дороги, был бы очень рад с Вами встретиться. С моей информацией можно ознакомиться на сайте Tula-Lihvin.narod.ru или написать на почту TLUGD@yandex.ru С уважением, Алексей.
Прочитав статью в «СП» «А храм все-таки живет», я обнаружил некоторые неточности в вопросах истории г. Лихвина. Во-первых, не считаю, что Лихвинская Спасо-Преображенская церковь была устроена на месте упраздненного Афанасьевского женского монастыря. По многим источникам, монастырь располагался в 100-120 м западнее современной городской больницы – в первом случае или на месте больницы – во втором. Об этом свидетельствовала «кирпичная тумба», установленная на месте этого монастыря или недалеко от него. А вот после упразднения монастыря в Спасо-Преображенскую церковь перешла вся его утварь, так как эта церковь была лучшей из всех городских церквей. Также к ней были пристроены два придела – Афанасия и Кирилла Александрийских и во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Другое уточнение. Считаю, что не из кирпича Спасо-Преображенской церкви было построено здание городской больницы, ведь церковь была разобрана в 40-х годах прошлого века. Здание больницы было построено в 1906 году, то есть на 40 лет раньше. Кирпич этой и других церквей шел на ремонт дорог и строительство кирпичных тротуаров, еще существующих по сей день. Живы и свидетели разбора кирпичной кладки этой церкви. В статье говорится о «кирпичной тумбе с восьмиконечным железным крестом и луной в подножии» (кстати, стоящей в саду земской больницы свыше 150 лет). Вот, что хочу сказать по этому поводу. Уже несколько десятков лет я собираю все материалы по истории города. Особенно порадовала книга нашего земляка, историка и краеведа В.А. Веденина «Трагедия злого города. Козелеск, Козельск, Лихвин». В ней также трижды упоминается о «кирпичной тумбе». Много лет я посвятил ее поиску, и эта книга удвоила мои силы. Сопоставляя исторические факты, легенды, подняв свои записи и вспомнив встречи со старожилами за последние 35 лет, проведя соответствующий анализ, поиски привели меня на городское кладбище. Мне кажется, именно эта «кирпичная тумба», пропавшая с40 лет назад, обрела здесь свое временное пристанище. Считаю, что она должна занять свое пусть новое, но исторически справедливое и достойное место – рядом с памятным Крестом, недавно освященным протоиереем Анатолием (Дудиным). Еще хочется коснуться и написания этой улицы. Мне кажется, что написание «Спасо-Введенская» будет правильнее, чем нынешнее – «Спас-Введенская». Примером может служить и написание подобных улиц в Москве.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]