Маленькая девочка, как и все девочки во все времена, любила играть в куклы. Но в отличие от многих, её куклы ходили в школу, отвечали у доски, получали пятёрки и радовали взрослых.
Маленькая девочка выросла. И угадайте с трёх раз: кем она стала? Правильно, эта девочка стала учителем.
Валентина Николаевна Кудряшова 43 года отдала педагогическому труду. Она – из абсолютно учительской семьи. Учительницей начальных классов работала её мама, Анна Кузьминична Катина, учителем истории был отец Михаил Гаврилович.
Они работали в суворовской школе №2, эту школу окончила и Валентина Николаевна, здесь и работала.
Она – выпускник 1956 года. В то время школа №2 располагалась в двухэтажном здании на ул. Пионерской, и директором её была Людмила Вячеславовна Тяпкина.
После окончания педагогического училища Валентина Николаевна некоторое время работала в начальных классах агеевской первой. Тогда наполняемость классов была астрономической – 40 человек.
Ощущения своего первого урока помнит очень ярко.
Вот она входит в класс, дети, как по команде, встают, учительское – "здравствуйте, дети, садитесь".
И дальше всё пошло так, как будто она в этом классе провела тысячу уроков, настолько всё было ожидаемо, классически выверено, доброжелательно и искренне. Почему так? На этот вопрос она ответит много позже. Были другие времена, когда учитель был человеком самым уважаемым, самым авторитетным и почётным. Это была действительно высота, на которую поставило учителя общество.
Она помнит, как однажды опоздала в школу (автобусы за речку ходили порой с нарушением графика). Летела по коридору, на ходу срывала с себя пальто и об одном просила – "только бы ничего не случилось!".
Но стоп: она переводит дух перед дверью класса и вдруг начинает осознавать – там, за дверью, – тишина. Сердце полетело в пятки: всё, в классе либо директор, либо завуч.
Но куда деваться? Тихонечко открывает дверь, потихоньку входит – и видит картину, которая в памяти её запечатлелась навсегда: за учительским столом – умница Светочка Соловьёва, а по классу ходит главный по дисциплине – Витя Изгейм. Её первые дети – это были самые лучшие дети. Они провожали её всем классом после школы до автобуса, всем классом встречали.
С этим классом, как, впрочем, и с последующими, случилась у Валентины Николаевны любовь с первого взгляда.
Учительский труд – это труд благодатный. Мудрое сердце учителя творит чудеса: оно раскрывает в ребёнке таланты, оно взращивает личности, оно сеет то самое вечное, доброе, мудрое, которое даёт самые урожайные человеческие всходы.
По прошествии многих-многих лет со дня первого самостоятельного, самого памятного своего урока Валентина Николаевна может ответить на вопрос: каким должен быть учитель, какими качествами он должен обладать.И чтобы не перечислять долгий ряд профессиональных качеств, она говорит о главном: учитель должен любить детей. Это и во-первых, и во-вторых, и в-третьих тоже.
Всё остальное – производное любви.
Так уж складывается, что учителя начальных классов в большинстве своём – долгожители. Давайте согласимся, что и это тоже – производное любви.
Как-то один очень близкий мне человечек сказал о том, что мечтает стать учителем начальных классов. У этого ребёнка есть ещё время выбирать. Но, может быть, это тот самый случай, когда ключ без права передачи, который отдаёт ученик в руки учителя, откроет самую важную для неё в жизни дверь?
И последнее. Не могла не задать Валентине Николаевне вопрос, кем бы она стала, если б была дана возможность начать жизнь с чистого листа?
Конечно, учителем. Только учителем. И никем больше.
Вот так ответила мне Валентина Николаевна Кудряшова. Она в эти дни будет отмечать юбилей. Давайте же пожелаем ей благополучия и благоденствия. И здоровья. На долгие-долгие годы.
М. ВЯТКИНА.
|