В рамках VIII Международного эколого-этнического фестиваля театра кукол «Чир Чайаан» в Хакасии проходит X кочующий фестиваль «Манящие миры. Этническая Россия». Фестиваль знакомит зрителей с уникальной культурой коренных народов Севера — ительменов, эвенов, эвенков, чукчей, эскимосов, коряков, ненцев, долган, нганасан, саамов и представит проект «Тунго: Полярный круг», который был презентован на отдельной площадке Олимпийского парка Сочи на ХXII Олимпийских зимних играх.
Главное событие фестивальной программы — концертный проект «Под бубен вечного аргиша». Аргиш — наверное, единственное слово, присутствующее в языках практически всех народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В буквальном смысле оно означает караван из нескольких оленей, летом — вьючных, зимой — запряженных в нарты. Но философское значение слова гораздо шире. Это и тщательные сборы в длительное кочевье. И тысячекилометровые переходы по бесконечной заснеженной лесотундре. И перебор оленьих копыт в быстром беге, и звон бубенцов, и крутизна перевалов, и шум тайги. Это жизненный путь северного человека. Аргиш — это и становление быта и традиций, и формирование культуры. Это и день вчерашний, с протяжной песней на всю ночь, и день сегодняшний, с обозом из снегоходов и кино в чуме. Аргиш — вечный романтичный мир, манящий звуками бубна.
В концерте представлены жемчужины этнических танцев, горловое пение, фолк-музыка, этническая эстрада от аутентичных форм до современных.
Участники программы демонстрируют этническую одежду, представят традиционное жилище северян, предметы быта, изделия мастеров-ремесленников, познакомят с национальными играми. Программу дополняют мастер-классы по северному танцу, горловому пению, игре на национальных инструментах, видеопрезентации регионов, фотовыставка. Также свою концертную программу участники фестиваля «Манящие миры» представили на республиканском празднике «Алтын Талган», который прошел на территории национального музея-заповедника «Казановка» в рамках Международного форума «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития»
|